Институт Развития Образования Республики Башкортостан

О кафедре

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Планомерная работа по повышению квалификации по психологии и подготовке психологических кадров в Республике Башкортостан началась в системе дополнительного профессионального образования на специальном факультете психологии (в БИПКРО), открытом по инициативе доцента Стрелкова Валерия Борисовича.

В разные годы кафедрой руководили: кандидат психологических наук Шакирова Рифа Гумеровна, кандидат психологических наук, доцент Галяутдинова Светлана Ишбулдиновна, кандидат психологических наук Мурзаханов Зиф Зуфарович.

С 2010 года кафедрой руководит кандидат педагогических наук, доцент – Лилия Рашитовна Халикова. В ее научно-методическом активе более 60 публикаций: монография, учебно-методические пособия, методические рекомендации и статьи по проблемам психологического обеспечения образовательного процесса, социализации подрастающего поколения.

Преподавательский состав кафедры представляет собой высококвалифицированную команду единомышленников: доктор медицинских наук, профессор Марс Ансарович Галиев, кандидат психологических наук, доцент Салима Салаватовна Душанбаева, кандидат педагогических наук, доцент Лилия Николаевна Тимерьянова, старший преподаватель, отличник образования РБ Рамиля Рафиковна Шафигуллина, методисты Гульназ Ришатовна Зиннурова и Рушана Артуровна Валишина.

Сегодня деятельность кафедры психологии направлена на создание единого психологического пространства в Республики Башкортостан и имеет своей целью совершенствование деятельности школьной психологической службы, повышение психологической компетентности педагогических работников.

Образовательная деятельность – важнейшее направление в работе кафедры. Центральным в содержании курсов повышения квалификации является рассмотрение проблем психологического обеспечения образования в современных условиях: вопросы модернизации системы психологического обеспечения образования, психологической компетентности педагогических работников, социализации личности, психологического сопровождения личности в кризисных ситуациях, обеспечения психологически безопасной образовательной среды, развивающего и личностно-ориентированного обучения.

В соответствии с лицензией кафедра ведет образовательную деятельность по повышению квалификации педагогов-психологов дошкольных и общеобразовательных учреждений. Кроме того, как общеинститутское подразделение, кафедра психологии участвует на всех курсах повышения квалификации, проводимых кафедрами института в рамках обеспечения психологического содержания.

Ежегодно на кафедре проводится более 10 курсов повышения квалификации на бюджетной основе, где свою профессиональную компетентность повышают около 300 педагогов-психологов. Преподаватели читают лекции, проводят практические занятия не только на курсах повышения квалификации учителей и психологов, но и на курсах переподготовки по специальности «Психология». Надо отметить, что в Институте развития образования за последние 3 года повысили свою квалификацию 1456 педагогов-психологов и прошли переподготовку по специальности «Практический психолог» более 60 специалистов на базе высшего образования.

Образовательная деятельность кафедры психологии осуществляется по следующим учебным программам:

- Психологическое сопровождение внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях;

- Работа педагога-психолога в системе дошкольного образовательного учреждения;

- Развитие профессиональных компетенций начинающего педагога-психолога образовательного учреждения;

- Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ;

- Профилактика и коррекция жестокого обращения с детьми и предупреждение фактов насилия по отношению к ним;

- Развитие психологической компетентности педагогов в условиях непрерывного образования.

Профессорско-преподавательским составом кафедры осуществляется дистанционное обучение педагогов-психологов и педагогических работников с использованием Интернет-ресурсов по таким направлениям:

- Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях введения ФГОС нового поколения;

- Психологическое сопровождение дошкольного образования в свете реализации Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе;

- Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях.

Экспертиза деятельности педагогов-психологов в рамках аттестации - не менее важное направление работы кафедры. Осуществляется консалтинговое сопровождение педагогических работников на всех этапах аттестации.

Особое место в деятельности кафедры занимает консультативная деятельность: помощь практическим психологам в подборе психодиагностических методик, составлении программ психологической коррекции, в психологическом сопровождении обучения.

Кафедра успешно сотрудничает с ведущими психолого-педагогическими центрами Республики Башкортостан.

Начиная с 2009 г. кафедра совместно с Центром дистанционного образования регулярно проводит Интернет-семинары по психологической подготовке школьников к ЕГЭ.

На основании решения Ученого совета ГАОУ ДПО ИРО РБ 15.05.2012 года был создан и на сегодняшний день функционирует Координационный совет по психологическому обеспечению образовательного процесса в Республике Башкортостан.

Научная деятельность выступает одним из важных направлений деятельности кафедры психологии.

Основная тема кафедры психологии – «Научно-методическое обеспечение психологической службы образования».

При ее разработке решаются следующие задачи:

- координация работы служб практической психологии в системе образования республики, оказание организационной и научно-методической помощи педагогам-психологам;

- психологическое обеспечение деятельности специалистов системы образования;

- разработка и внедрение новых методов психолого-педагогической помощи детям и подросткам.

Результаты научной работы профессорско-преподавательского состава кафедры психоло-гии отражены в более чем 100 работ, в том числе:

Учебные и учебно-методические пособия

1. Галиев М.А. Психология болезни и инвалидности. – Уфа, БИФК, 2010

2. Галиев М.А. Психология человека в чрезвычайных ситуациях. – Уфа, БИФК, 2010

3. Тимерьянова Л.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников инновационных общеобразовательных учреждений. – Уфа, Изд-во БИРО, 2009.

4. Халикова Л.Р. Психологические задания к педагогической практике студентов: учебно-методическое пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 54 с.

5. Халикова Л.Р. Психолого-педагогическое сопровождение самопознания и саморазвития школьников. – Уфа: ИРО РБ, 2011.

6. Халикова Л.Р. Личностно-профессиональное саморазвитие и самосовершенствование педагогических работников. – Уфа: ИРО РБ, 2011.

7. Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды как условие реализации ФГОС нового поколения. – Уфа: ИРО РБ, 2011.

8. Тимерьянова Л.Н., Кремлякова А.Ю. Организация психологического сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении. – Уфа: ИРО РБ, 2011.

9. Нуриманова Ф.К., Сурганова Д.К. Психологическая компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС нового поколения: Учебное пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2012. – 52 с.

10. Халикова Л.Р., Шафигуллина Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ. – Уфа: Издательство ИРО РБ 2012. – 204 с.

11. Халикова Л.Р., Тимерьянова Л.Н., Шафигуллина Р.Р., Ижбулатова Э.А., Сапожникова В.А., Лысов С.С. / Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 190 с.

12. Душанбаева С.С. Психология: учебно-методическое пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ им.М. Акмуллы, 2012. – 206 с. (в соавт.)

13. Халикова Л.Р. Психологическое сопровождение ФГОС нового поколения: начальная школа. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 116 с.

Монографии

1. Халикова Л.Р. Формирование духовных потребностей как основа психологического здоровья будущих учителей: Монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010

2. Мурзаханов З.З. Профилактика, диагностика и коррекция депрессивных и суицидальных явлений у детей и подростков. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011

3. Нуриманова Ф.К. Особенности ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников. – Уфа: ИРО РБ, 2012. – 124 с.

4. Тимерьянова Л.Н. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 196 с.

Методические рекомендации

1. Мурзаханов З.З. К проблеме интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду: Методическое руководство. – Уфа, ИРО РБ, 2010

2. Халикова Л.Р. Выявление и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних: Методические рекомендации. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 28 с.

3. Халикова Л.Р., Зиннурова Г.Р. Требования к написанию и оформлению дипломных, курсовых и контрольных работ по психологии: Методические рекомендации. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 24 с.

Статьи в реферируемых журналах ВАК

Тимерьянова Л.Н. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Перспективы науки. – 2013. № 5.- С. 15-21.

Профессорско-преподавательский состав кафедры психологии активно проводит, организует и принимает участие в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах.

Конференции, проведенные кафедрой психологии

25 декабря 2010 г. – 25 января 2011 г. Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Личность. Образование. Общество» (155 участников).

31 марта 2011 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая психология образования: опыт, проблемы, перспективы» (230 участников).

26 апреля 2012 г. Республиканская научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях» (около 300 участников).

26 апреля 2013 г. Межрегиональная научно-практическая конференция «Практическая психология образования: опыт, проблемы, перспективы» (269 участников)

За последние три года на кафедре психологии была защищена одна кандидатская диссертация и присуждена одно ученое звание доцента.

На следующем этапе деятельности кафедры предстоит работа по совершенствованию деятельности психологической службы Республики Башкортостан, научно-методическому обеспечению работы педагогов-психологов на новом витке развития образования.